«Назад

Кинематографические коллизии потребительских прав

Кинематографические коллизии потребительских прав

В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия в последнее время стали часто обращаться потребители, проживающие в г. Абакане, с различными вопросами о правомерности действий сотрудников кинотеатров.

Какие сложности могут возникнуть при посещении кинотеатра и просмотре интересного фильма? На первый взгляд, никакие. Но, как и в других сферах, здесь существуют свои правила, нарушение которых может не только серьёзно испортить впечатление от похода в кино, но и довести до суда.

Самые актуальные кинематографические коллизии, по поводу которых потребители обращаются в Управление Роспотребнадзора, комментирует главный специалист — эксперт отдела защиты прав потребителей Татьяна Николаева.

Возврат билетов.

Татьяна Николаева: "Зрители имеют право на возмещение стоимости билета в случае отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия. Возместить стоимость билета потребителю также обязаны в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях на просмотр киновидеофильма и в связи с этим отказа зрителя от его просмотра.
В соответствии с пунктом 24 Правил по киновидеообслуживанию населения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 № 1264 (далее по тексту — Правила).

Это не означает, что возвратить билет в кино без оснований невозможно.

Пункт 24 Правил распространяется только на случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения киновидеозрелищным предприятием обязанностей по договору на киновидеообслуживание. Правилами предусмотрено возмещение стоимости билета без каких-либо условий. Таким образом, зрители могут отказаться от услуги и потребовать возмещения стоимости билета (за вычетом фактически понесённых расходов исполнителя). Но отказаться следует только до начала сеанса. При этом отказ от услуги должен быть сделан организатору мероприятия в надлежащей форме. То есть потребителю следует обратиться к нему с письменной претензией. В каждом кинотеатре имеется журнал регистрации входящей корреспонденции, где и будет зафиксировано Ваше обращение. Отметка на заявлении о его приёме может служить доказательством факта обращения.

Реклама перед фильмом — нарушение?

Как известно, до сведения потребителей в обязательном порядке доводится информация о времени начала и продолжительности кино — или видеосеанса (в соответствии с п. 13 Правил).

Некоторые потребители считают, что если демонстрация фильма началась не в указанное в билетах время, а на 10 минут позже, после показа рекламных блоков, то это является нарушением, так как они не имеют возможности сделать правильный выбор услуги, планировать своё время и получить только те услуги, которые они желают.

Однако, эта позиция потребителей, по оценке юристов, является ошибочной и безосновательной. Поскольку в рассматриваемом случае зрителям предоставляется информация рекламного характера о фильмах, которые планируется запустить в прокат, и датах их просмотра.

Кроме того, потребители информируются о новинках кино бесплатно, эта услуга им не навязывается, соответственно, их права не нарушаются. Услугу по кинообслуживанию следует рассматривать в качестве комплексной: зрителям демонстрируется фильм, для чего им предоставляется определённое в билете место в кинозале. В саму же услугу входит не только непосредственно фильм, но и рекламные материалы, предшествующие его показу.

Со своими продуктами и напитками можно!

Желая увеличить объём собственных продаж и прибыль за счёт продукции, которую кинотеатр реализует с наценкой, в большинстве случаях его сотрудники не пускают зрителей в кинозал со своими напитками и продуктами.

Более того, администрация кинотеатров устанавливает свои правила с прямым запретом проносить на территорию кинозала продукты питания и напитки, в том числе алкогольные, которые приобретены за пределами кинотеатра, что является основанием не допускать потребителя в кинозал. Администрация кинотеатра в таких случаях ссылается на то, что приобретение потребителем билета автоматически означает его ознакомление и согласие с данными правилами. Правомерно ли это, спрашивают у нас потребители.

Запрет проносить в кинозал свои продукты и напитки является неправомерным, поскольку данные условия ущемляют права потребителя. Дело в том, что в российском законодательстве такого запрещающего условия не содержится. А то, что не запрещено, как известно, разрешено. Таким образом, потребители вправе приходить в кинотеатры со своими продуктами и напитками".

Если Вы, отправившись в кинотеатр, попали в так называемую кинематографическую коллизию, и вместо комфортного просмотра получили испорченное настроение, вооружитесь необходимой информацией, прежде чем обращаться в суд за восстановлением истины.

Для начала Вам следует обеспечить себя доказательствами, обратившись с письменным заявлением (в двух экземплярах) в администрацию кинотеатра. На Вашем экземпляре должна быть отметка о приёме заявления, что может служить доказательством факта обращения.

Потребители могут также приводить свидетельские показания, но наиболее эффективным способом (особенно, когда администрация заведения не принимает отказ от билета) будет видеосъёмка события, которая является в данном случае допустимым доказательством и осуществляется в порядке самозащиты гражданского права.