«Назад

Если погашение кредита под угрозой...

Если погашение кредита под угрозой...

В целях стабилизации сложившейся в регионе ситуации на рынке кредитных и финансовых услуг Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия продолжается работа по информированию населения о правовых особенностях кредитных договоров, специфике их заключения и прохождения платёжных операций.

При этом специалисты Управления занимаются как приёмом и рассмотрением жалоб со стороны потребителей, так и предоставлением им разъяснений, консультаций по вопросам потребительского законодательства. При этом всё чаще специалистам приходится рассматривать ситуации, при которых у заёмщика существенно изменились жизненные обстоятельства, и возврат кредита он уже не в состоянии производить на первоначальных условиях кредитного договора. Это бывает при потере работы и как следствие, отсутствии стабильного дохода у заёмщика.

«На практике такая ситуация обычно развивается по одной схеме, — поясняет главный специалист — эксперт отдела защиты прав потребителей Наталья Шавыркина. — Многие полагаются на то, что финансово — кредитные организации могут пойти навстречу клиенту- должнику, потерявшему работу. Это заблуждение. Ведь банки являются коммерческими организациями, деятельность которых подчинена главной цели — получению прибыли. И банки руководствуются в таких случаях статьёй 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает возможность расторжения договора в случае существенного изменения обстоятельств. То есть при возникновении у заёмщика таких обстоятельств и такой ситуации, при которой банк, если бы решал вопрос о выдаче кредита сегодня, то он отказал бы гражданину».

Как это происходит? Потребителю высылается письмо, в котором банк уведомляет о прекращении сотрудничества и взыскании всей суммы задолженности, включая проценты, комиссии, штрафы и другие платы. Ранее выданный график погашения задолженности ежемесячными платежами объявляют недействующим, а всю сумму задолженности — срочной и подлежащей единовременной уплате.

Потребителям важно знать, что письмо такого содержания от банка придёт однозначно. Также последует предоставление персональных данных в бюро кредитных историй о факте неисполнения принятых потребителем обязательств по возврату кредита. Поэтому потребителю необходимо безотлагательно принимать все меры досудебного урегулирования возникшего вопроса.

Прежде всего, об изменении жизненных обстоятельств следует письменно уведомить банк, причём ещё на стадии нарушения срока внесения платежа. Очень важно известить банк о том, что вы не отказываетесь от возврата долга, готовы платить и дальше, но просите пересмотреть график погашения долга, уменьшить ежемесячный платёж или увеличить срок погашения. Письмо в банк всегда направляйте заказным письмом с заказанным уведомлением.

Возможно, банк, несмотря на свою заинтересованность в получении назад выданных денежных средств, проигнорирует такое обращение и воспользуется тем, что по закону он не обязан проводить реструктуризацию долга, а имеет лишь право это сделать. Однако важно знать, что отказ банка — это ещё не приговор. Если не получится добиться решения вопроса в досудебном порядке, значит надо приступать к судебным разбирательствам. И здесь будут крайне необходимы любые документы, отражающие добросовестность потребителя.

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Хакасия готовы вас проконсультировать по всем нюансам этой проблемы, а также подготовить исковое заявление, если жалоба будет содержать состав административного правонарушения. Обращаться по адресу: г. Абакан, ул. Маршала Жукова, дом 5-А, тел.(3902)  34-36-14; 34-36-40.