«Назад

Итоги анкетирования и ответы на вопросы по результатам публичных обсуждений результатов правоприменительной практики по итогам 3 квартала 2017 года

Итоги анкетирования и ответы на вопросы по результатам публичных обсуждений результатов правоприменительной практики по итогам 3 квартала 2017 года

По окончанию публичных обсуждений 12.10.2017г. в Управлении Роспотребнадзора по Республике Хакасия всем  участникам было предложено заполнить специально разработанные анкеты.

В результате анализа полученных результатов 100% опрошенных  считают полезным проведение публичных обсуждений. Наибольший интерес у участников вызвали темы по нововведениям в законодательстве, административной практике по конкретным примерам, предоставление безопасных услуг при организации питания на примере СОШ №26, а также основные нарушения при проведении проверок. В дальнейшей работе участники публичных обсуждений предложили более подробно остановиться на нововведениях в законодательстве в сфере общественного питания и торговли, на конкретных примерах из правоприменительной практики Управления с разбором допущенных нарушений.  По 5-бальной шкале участники мероприятия оценили общую организацию и содержание общественных слушаний на 4,8 балла. Собравшиеся не отметили излишних тем при проведении обсуждений.

Все предложения проанализированы и будут учтены при подготовке докладов за следующие отчетные периоды и при проведении публичных обсуждений итогов 4 квартала 2017 года, которые состоятся 15 февраля 2018 года.

В ходе общественных обсуждений в Управление поступили  вопросы:

Вопрос: Обязательно ли наличие в магазине уголка потребителя?

Ответ: Законодательством  определены  способы и объем необходимой информации, предоставляемой потребителю при продаже товаров и предоставлении услуг. Основным нормативно-правовым актом является Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно статьи 8-12, согласно которым любое предприятие или индивидуальный предприниматель, работающие в сфере услуг или торговли, должны создать условия для донесения информации до своих клиентов.  По отдельным видам продажи и предоставления услуг нормативные акты определяют дополнительные требования к предоставлению объема и необходимой  информации. Например: Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Вопрос: Какие требования предъявляются к продаже сложной бытовой техники?

Ответ: Особенности реализации товаров, отнесенных к сложной бытовой технике, определены  Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон), Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее Постановление).

Согласно ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого годагарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" разделом IV определены особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения.

Продавец обязан:

  • до подачи в торговый зал, или к месту выдачи покупки, товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, удаление заводской смазки, пыли, стружек, осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку;
  • образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики;
  • лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены;
  • товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии;
  • при передаче технически-сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документов (технический паспорт, или иной заменяющий его документ, с указанием даты и места продажи, инстркуции по эксплуатации и другие документы);
  • вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, в котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Вопрос: Какой порядок подачи уведомления о начале предпринимательской деятельности?

Ответ: В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 №584  направляется руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем до начала фактического выполнения работ (оказания услуг):

— лично либопо почте  по адресу 655012, г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 5А, стр. 1;

— через многофункциональные центры (МФЦ) Республики Хакасия; 

— в виде электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг.

Также Правилами предусматривается возможность подачи уведомлений уполномоченным представителем хозяйствующего субъекта при наличии доверенности, удостоверенной в соответствии с российским законодательством о нотариате.

Вопрос: Какой порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения на дезинфекционную деятельность, в т.ч. дератизацию, дезинсекцию?

Ответ: Оформление санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) предусмотрено статьями 18, 20, 26-28, 40 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон) и осуществляется на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

В статье 40 Федерального закона указаны виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека и подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления следующих видов деятельности:

  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности;
  • образовательная деятельность.

Дезинфекционная деятельность в перечне отсутствует, следовательно, выдача СЭЗ на неё не предусмотрена.

Однако работы и услуги по дезинфектологии постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» от 16.04.2012 № 291 включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

К группе «Дезинфектология» в соответствии с классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 мая 1996 г., отнесены дезинфекция, дезинсекция, дератизация.

Следовательно, при намерении осуществлять медицинскую деятельность с оказанием работ (услуг) по дезинфектологии хозяйствующие субъекты вправе обратиться в Управление с заявлением о получении СЭЗ. К заявлению должны быть приложены результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы в виде оригиналов экспертного заключения и протоколов лабораторных исследований. Санитарно-эпидемиологическую экспертизу проводят органы инспекции, аккредитованные в установленном порядке.

При оформлении СЭЗ на медицинскую деятельность в обязательном порядке перечисляются работы и услуги, в т.ч. и по дезинфектологии, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н.

Предоставление государственной услуги по выдаче СЭЗ осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Хакасия в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 №775, содержащем порядок получения СЭЗ и стандарт оказания государственной услуги.

Вопрос: Какой порядок проведения внеплановых проверок по легкой промышленности в отношении малого бизнеса?

Ответ:  Проверки проводятся на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки проводятся в целях пресечения незаконного ввоза, производства и оборота продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной, а также в целях реализации Поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 № Пр-1776.     

Вопрос: Какой порядок вакцинации сотрудников против гриппа?

Ответ: В соответствии с действующим санитарным законодательством обязательства по специфической защите против гриппа работников трудовых коллективов, как предусмотренных национальным календарем профилактических прививок, так и прочих, возложены на руководителей данных организаций (СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»).

Иммунизация против гриппа населения, не входящих в национальный календарь профилактических прививок (работники торговли, общественного питания, сферы обслуживания, предприятий, организаций и учреждений и др.) проводится за счёт денежных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателя, личных средств граждан.

Для проведения иммунопрофилактики против гриппа в трудовом коллективе необходимо подать заявку на приобретение противогриппозных вакцин в ГБУ РХ «Ресфармация», либо другие аптечные учреждения; направить в территориальную медицинскую организацию списки работающих, согласовать дату проведения вакцинации, подготовить помещение для работы выездной прививочной бригады.

Вопрос:  Какие основания проведения внеплановых проверок субъектов малого бизнеса в 2017 году?

Ответ:  В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Внеплановые проверки возможны:

— в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— при поступлении обращений граждан о фактах нарушения их прав как потребителей, в случае если потребитель обращался с претензией к продавцу;

— в случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

— отдельные проверки проводятся также по приказу руководителя органа государственного контроля (надзора), изданному в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора.

Вопрос:  Какой порядок отнесения субъектов и их объектов к определенному классу опасности?

Ответ: Порядок и критерии отнесения организаций и объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору,  к определенной категории риска причинения вреда здоровью, установлены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806 «О применении риск - ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Оценка потенциальной опасности объектов выполняется в отношении определенного вида деятельности организации с учетом  результатов  проводимых  за последние  3  года  проверок,  анализа состояния  соблюдения  хозяйствующими субъектами обязательных требований законодательства Российской  Федерации.

Вопрос: Возможно ли оказание ветеринарных услуг в помещении многоквартирного дома?

Ответ: Санитарные правила к объектам временного содержания животных отсутствуют, правила содержания животных разрабатываются муниципальными образованиями городов и районов.

Так, например, п. 5.1. Правил содержания домашних и сельскохозяйственных животных на территории г. Абакана, утвержденные решением Совета депутатов города Абакана от 22.03.2016 №318, предусматривает требования для физических и юридических лиц, которые размещают на территории города Абакана приюты для устройства домашних животных и гостиницы для домашних животных с обязательным соблюдением санитарных, экологических, противопожарных норм, ветеринарных правил, иных требований действующего законодательства, в том числе требований к размещению подобных объектов в соответствующих зонах.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с 1 июля 2015 г. стал обязательным для применения п.4.10 СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденный приказом Минрегиона Российской Федерации от 24.12.2010 №778 (далее - СНиП). В соответствии с которым в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать, в том числе ветеринарные клиники и кабинеты. Нормы и правила СНиП распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

Таким образом, запрет на размещение ветеринарных клиник в жилом здании действует с 1 июля 2015 года только в отношении вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, что подтверждается судебной практикой.

Вопрос: Какие существуют меры профилактики кишечных инфекций на предприятии общественного питания?

Ответ: Основным нормативным документом, предъявляющим требования, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения, являются санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001.

С целью обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, хранения, перевозки и реализации на предприятии общественного питания необходимо также соблюдать требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880, в том числе разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

Персонал, занятый на работах с изготовлением пищевой продукции, на работах при непосредственном контакте с продовольственным сырьем и (или) пищевой продукцией, должен проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, в том числе обследование на  носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям.

Кроме того, к работам, связанным с изготовлением пищевой продукции, в том числе на предприятиях общественного питания, не допускаются больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний.